Евгений (evgens) wrote,
Евгений
evgens

Categories:

Мы не танкисты, не аквалангисты...

Это строки, которыми начинается песня Александра Мирского (ныне депутата европарламента), в которой он поёт о своём увлечении. Те, кто хоть раз слышал эту песню, уже поняли, что в этом посте речь пойдёт о парашютном спорте, а точнее о самом начале пути парашютиста. Итак...
Первый прыжок с парашютом
В Хабаровске будущих парашютистов к первому прыжку готовят в военно-патриотической школе "Взлёт". Руководитель направления парашютных прыжков – Елена Парфеновна Ларионова, она же - директор центра “Взлет”. Елена Парфеновна –  мастер спорта СССР, мировой рекордсмен по купольной акробатике 1990 года:
Елена Парфёновна Ларионова

За плечами этой милой и с виду домашней женщины 6158 (!!!) прыжков с парашютом. Человек она абсолютно и во всём обаятельный и положительный. Именно она прочитает вам (если вы надумаете стать парашютистом хотя бы на один прыжок) курс теории и проведёт с вами два практических занятия. Также практические занятия вместе с Еленой Парфёновной проводят профессиональные спортсмены ДОСААФ России.

Итак, подготовка была нами пройдена, после чего мы в течении пяти недель ожидали лётной погоды. И, наконец, день первого прыжка наступил...

Прыжковый день начинается в 7 или 8 утра, т.е. встают парашютисты, чтобы прибыть вовремя, максимум в 6 утра.
Рассветный аэродром ДОСААФ:

Кусочек аэродрома

Так получается, что я чаще нахожусь по ту сторону объектива. Но в этот раз я сам готовился совершить свой первый (а теперь я уверен, что не последний) прыжок. Поэтому всю дальнейшую фотосъёмку (выше - единственное сделанное мной в этот день фото) проводил мой друг Вадим, за что ему - огромное спасибо.

Начинается всё с прохождения обязательной медицинской комиссии. После неё, если с вами всё в порядке, вы идёте на склад и получаете парашюты.

Далее все спортсмены проследуют к месту предвзлётной подготовки:

Парашютисты-перворазники

Полученные парашюты и каски укладываются на "столах" - именно так называются эти брезентовые полосы.
Кстати, возраст - совсем не помеха для первого прыжка. Самому взрослому перворазнику нашей группы было 53 года, самому молодому ещё не было 18-и (таким для прыжка требуется письменное разрешение родителей).

А тем временем к посадке в самолёт готовы профессионалы - спортсмены, за плечами которых уже не один десяток прыжков:

Парашютисты-профи

Они будут прыгать первыми. Пока "бывалые" ждут команды на посадку, их коллеги помогают новичкам снаряжаться:

Надеваем снаряжение

Масса основного парашюта - 18 килограмм. Запасного - 7 килограмм. Ну и килограмма-полтора шлем. Теперь мысленно апплодируем хрупким девушкам, решившим прыгнуть с парашютом.

Его мама или папа (а может и оба) тоже сегодня прыгает в первый раз:

Суровый пацан

А профессионалы уже взлетают:

АН-2 к взлёту готов

С виду АН-2 (так называется этот самолёт) выглядит допотопным динозавром. На самом же деле - это один из самых безопасных самолётов. Даже при отказе двигателей его можно посадить - он имеет способность планировать.

Первую группу перворазников уже подготовили, и инструктор проверяет снаряжение:

Последняя проверка снаряжения

Немного осмотрим аэродром. Вот эта штуковина называется "Колдун". По ней определяется скорость и направление ветра:

Колдун

А вот эти флаги скорее всего (точно не знаю) обозначают зону, через которую должен пройти при посадке парашютист, управляющий парашютом-крылом:

Штуковины

Прибор, через который за спортсменами с земли наблюдают инструкторы:

Даже в небе мы под присмотром

Тем временем в небе происходит много всего интересного:

Самолёт МЧС
Пепелац
Спортсмен на

Покорители неба

У профессионалов, как мы видим выше, весьма разнообразные парашюты. И ни на одном из них не датут прыгать новичку - все они сложны в управлении и требуют особой подготовки.

Приземляется инструктор, который полетит с нашей группой для того, чтобы контролировать процесс десантирования. Сам он управляет "крылом". Любой парашют имеет свойство двигаться не только вниз, но и вперёд (если вы свободно планируете), в стороны (если управляете парашютом), а также разворачиваться вокруг своей оси (управляется специальными "поворотными" стропами красного цвета). Парашют-крыло имеет самые большие скорости во всех направлениях. На фото ниже инструктор проходит между описанными выше флагами почти касается земли. Тем не менее с момента снимка он пролетел вперёд ещё порядка 30-и метров с большой скоростью. Выглядело очень эффектно, все зрители апплодировали:

Приземление инструктора

Ещё раз кстати: все легенды о нераскрывшихся парашютах - не более чем легенды. За 86 лет паршютного спорта в Хабаровске не было ни единого подобного случая. Даже если вы сами не выдернете кольцо, парашют раскроет автомат. Даже если что-то случится с основным куполом, всегда есть запасной, на котором тоже есть автомат, на случай, если вы потеряли сознание или просто слишком сильно паникуете.

Пришла наша очередь. Размещаемся в самолёте:

Посадка

Внутри всем раздают пристегивающийся трос, который при десантировании выдернет стабилизационный парашют. Не путайте его с запасным. Задача стабилизационного парашюта - стабилизировать ваше падение до раскрытия основного купола. Проще говоря он подвешивает вас вертикально - головой вверх, ногами вниз. Вот те самые тросы:

В самолёте

Этот трос пристёгивает инструктор.

Удалось поснимать кабину пилота. Пугающее количество приборов и рычагов:

Кабина пилота
Кабина пилота

На взлёт:

Вот-вот стану героем :)

Пока самолёт набирает высоту аэродром продолжает жить своей жизнью. Профессионалы укладывают парашюты. Это ответственное дело никто и никогда не доверит новичку. Кстати, девушка на фото ниже, помимо того, что является профессиональным парашютистом, занимается ещё и мотокроссом. По крайней мере она лихо въехала на аэродром на мотокроссовом мотоцикле. Есть Женщины на наших дальневосточных землях:

Укладка парашюта

Настало время нам десантироваться. Рассмотрим этот процесс пошагово.
Самое страшное - шагнуть в бездну. Первые секунды после этого шага выглядят так:

Первые доли секунд после десантирования

Видимо верхний спортсмен открыл парашют чуть-ли не в самолёте. Потому что он десантировался после того, которого вы видите ниже него на стабилизационном парашюте. Тот, что ниже, это, кстати, я :)
Сразу дёргать кольцо нельзя - чревато тем, что можно зацепиться куполом за самолёт, это крайне опасно.
Я старался действовать по инструкции. А на стадии после выхода из самолёта инструкция такая:

1) Сгруппироваться (сдвинуть ноги плотно вместе, поджать их под себя).
2) Просчитать вслух "двести двадцать один, двести двадцать два, двести двадцать три" и выдернуть кольцо, раскрывающее основной парашют
3) Вернуться в исходное положение (оставаясь сгруппированым вернуть правую руку на место кольца)
4) Просчитать в слух "двести двадцать четыре, двести двадцать пять, купол".
5) Убедится в том, что купол основного парашюта над вами раскрылся, если перехлестнулись стропы - распутать их.
6) "Расчековать" запасной парашют - заблокировать механизм автоматического раскрытия запасного парашюта.
7) Наслаждаться полётом, читать стихи, петь песни :)

На фото видно, что с пунктом 1 у меня возникли проблемы - поза явно не уставная :) Сгруппироваться получилось только после стабилизации (на фото самое начало процесса стабилизации - меня дёрнуло стабилизирующим парашютом, ноги рефлекторно ушли вперёд). Этот маленький купол не больше зонта размером - и есть стабилизационный парашют.

А вот здесь уже почти раскрыт основной купол:
Раскрытие купола

После того, как купол раскрылся, я не мог поднять голову вверх - за головой перехлестнулись стропы. Это не страшно - распутать их - дело пары секунд.

Приступаю к выполнению пункта 7 :) На фото виден покоящийся на основном куполе стабилизационный парашют:

Полёт нормальный

Подготовка к приземлению. Продолжим инструкцию:

8) Принять предпосадочную позу:
    - Свести ноги плотно вместе, стопы на одном уровне
    - Поджать ноги под себя, максимально напрячь их
    - Немного скруглить спину.

Пятно, идущее из центра купола - всё тот же стабилизационный парашют. Если присмотреться, то видно, что правой рукой я тяну поворотную стропу - выравниваю направление приземления, чтобы сесть не боком и не спиной, а как положено - лицом вперёд:

Подготовка к приземлению
У земли

Приземление:

Приземление

Правильное выполнение этого пункта крайне важно. То, что парашют раскроется в любом случае - это мы уже знаем. Самое главное - не сломать ноги при приземлении. Всем перворазникам рекомендуют обмотать голеностопы элластичным бинтом, и прыгать исключительно в армейских берцах. Удар при приземлении очень сильный сам по себе, а ещё на нас навешано тяжёлое снаряжение. Плюс ко всему, падаем мы не вертикально вниз, а по диагонали - вниз и вперёд, с довольно неплохой скоростью, что ещё опаснее.
Я этим советом принебрёг. Был слишком самоуверен - служба в армии, катание на роликах и всяческие пешие походы на гражданке убедили меня в достаточной тренированности моих ног, чтобы обойтись без этих "лишних мер".
Короче - довыпендривался. Ногу не сломал, но пару недель теперь точно буду хромать. Судя по симптомам - растяжение голеностопных связок.
Но не смотря на это - я был счастлив. Такого кайфа я до этого не испытывал. И уверен в том, что этот прыжок - не последний.

После приземления нужно "погасить" парашют - ибо даже при малейшем ветре он волочёт парашютиста за собой. Для этого нужно что есть сил тянуть за верхние относительно земли стропы.

После этого приступаем к укладке парашюта в сумку. Это тоже нужно делать правильно. Описывать здесь не буду - не так интересно, да и вам итак это расскажут во "Взлёте" на подготовке. Просто фото:

Пакуемся
Пока отпрыгавшие укладываются, в небе появляется очередная группа перворазников. Среди них есть и такие, кто забыл "расчековать" запаску. Для таких есть даже специальные шуточные значки "парашютист-косячник". Ничего страшного - адреналин такой, что можно собственное имя забыть, а не только запаску заблокировать:

На обоих куполах

Как видно на фото (да и так ясно из разницы веса) запасной парашют намного меньше основного. Задача основного парашюта - сохранить жизнь и здоровье спортсмена-парашютиста. Задача запасного - сохранить жизнь. О здоровье тут речь уже не идёт. Тем не менее очень многие приземляются без последствий только на запасном, так что особо боятся, если вдруг что-то случилось с основным, всё равно не стоит.

Счастливые и довольные идём сдавать парашюты:

На исходную

Путь до склада не близкий, поэтому те, кто сохранил много сил, помогают тем, кто устал. Ну и, само-собой, священая обязанность любого джентльмена помочь девушке:
Мужчины помогают дамам

Вот и всё. Небо покорено. Воду я уже покорял, остался огонь и медные трубы :)

И для тех, кто уже хочет, но ещё сомневается - та самая песня Александра Мирского. Очень мотивирует :)




Tags: Я, парашютный спорт, спорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments